«Обладает большим потенциалом»: ректор ВГТУ — о проблемах и перспективах развития беспилотной отрасли РФ

Воронежские специалисты планируют импортозаместить часть критически важной электроники, которая используется в отечественных БПЛА. Об этом в интервью RT рассказал ректор Воронежского государственного технического университета (ВГТУ) Дмитрий Проскурин. По его словам, сейчас инженеры вуза создают полётный контроллер, радиоэлектронные модули помехоустойчивой связи для российских дронов. На данный момент для нужд СВО воронежцы уже разработали два FPV-дрона грузоподъёмностью до 2 кг и 4 кг. Также Дмитрий Проскурин рассказал о проблемах и перспективах развития беспилотной отрасли в РФ.

«Обладает большим потенциалом»: ректор ВГТУ — о проблемах и перспективах развития беспилотной отрасли РФ

  • Студент ВГТУ и FPV-дрон
  • © Пресс-служба ВГТУ

— Тема беспилотных авиационных систем (БАС) занимает особое место в современной государственной политике России. Как ВГТУ участвует в развитии этой отрасли?

— На базе Воронежского государственного технического университета действует учебно-производственный комплекс, в котором проектируют и создают новые образцы беспилотной авиационной техники. В настоящее время уже разработаны беспилотники мультироторного типа: лёгкий FPV-дрон грузоподъёмностью до 2 кг и средний FPV-дрон грузоподъёмностью до 4 кг. Однако нельзя говорить, что университет занимается выпуском новых беспилотников. ВГТУ — это не производственная площадка, и мы не можем массово изготавливать изделия. Вуз в первую очередь сосредоточен на исследовательской деятельности.

— Насколько сильно производство российских беспилотников зависит от поставок комплектующих из-за рубежа? Какие есть решения в сфере импортозамещения?

— Доля зарубежных комплектующих разнится от одной модели к другой. Поэтому я не назову точный процент иностранных деталей, агрегатов, элементной базы, тем более сегодня БПЛА выпускают, наверное, сотни российских предприятий. Однако известно, что почти все двигатели, контроллеры, системы связи, микросхемы и аккумуляторы обычно поставляются из Китая.

Семейство применяемых в спецоперации FPV-дронов «Комар» будет оснащаться отечественными электродвигателями, рассказал RT ведущий…

Пока Китай для нас открыт, но опора на него не лучший сценарий дальнейшего развития российской беспилотной отрасли. Например, некоторые детали уже сняты с производства и достать их практически невозможно. Кроме того, всем очевидно, что вопрос налаживания массового выпуска отечественных комплектующих — это один из залогов обеспечения технологического суверенитета страны.

Свою ключевую задачу ВГТУ видит в замещении критически важных для производства БПЛА зарубежных компонентов: полётных контроллеров, радиоэлектронных модулей помехоустойчивой связи.

В настоящее время ситуация такова, что загруженные заказами предприятия закупают компонентную базу в Китае и не имеют возможностей и компетенций, чтобы изготавливать собственное электронное оборудование.

Со своей стороны ВГТУ, помимо электроники, разрабатывает рамы и корпус для собственных квадрокоптеров, производит силовые конструкции из углеродного волокна.

Надо отметить, что дрон мультироторного типа, по сути, на 90% состоит из радиоэлектроники и двигателя. Российские разработчики способны заместить эти иностранные аналоги. При этом нашей стране не обойтись без развёртывания масштабных производственных мощностей, новых линий для выпуска унифицированных конструкций, узлов и электронной начинки БПЛА. Такой подход позволит существенно сократить себестоимость продукции и полностью окупит затраты на разработку комплектующих.

  • Ректор Воронежского государственного технического университета (ВГТУ) Дмитрий Проскурин
  • © Пресс-служба ВГТУ

Для сравнения: сейчас один дрон из Китая стоит около 50 тыс. рублей, в то же время схожий аппарат российского производства оценивается в 150—200 тыс. рублей, хотя в большинстве случаев за его основу взят именно китайский беспилотник, в котором только заменили программное обеспечение.

— Что реально, на ваш взгляд, может сделать наша промышленность в ближайшие годы?

— Я не вижу серьёзных проблем в том, чтобы нарастить выпуск любых современных материалов для производства силовых, несущих конструкций различных БПЛА. Производство электрических и тепловых двигателей — это вопрос инвестиций и обеспечения спроса, а также поддержки на ранних этапах со стороны государства, так как конечная конкурентная цена будет определяться массовостью производства и на начальном этапе отечественным производителям будет сложно конкурировать с китайскими.

Выпуск литий-ионных аккумуляторов в России также вполне реально освоить в ближайшие месяцы.

По-настоящему трудноосуществимы быстрый запуск и наращивание производства некоторой части компонентной базы, выполненной по нанометровой технологии, микромеханических систем, а также оптических систем — камер с высоким разрешением, тепловизионными матрицами и прочими компонентами.

— Не секрет, что в России не хватает квалифицированных специалистов в беспилотной отрасли и смежных сферах. Участвует ли ВГТУ в решении кадрового вопроса?

— В целом ВГТУ обладает большим потенциалом в плане проектирования и производства компонентов БАС, а также в области непрерывной подготовки кадров, Воронежская область может оказаться в ближайшее время в числе лидеров новой отрасли.

Согласно экспертным оценкам в сфере кадровой политики, проведённым на прошедшем недавно в Новосибирске форуме «Архипелаг-2023», к 2027 году в Воронежской области будет требоваться не менее 6640 специалистов в области эксплуатации БАС и смежных отраслях, в том числе в проектировании и производстве критически важных компонентов на ведущих предприятиях Воронежского региона.

  • Изготовление беспилотника студентами ВГТУ
  • © Пресс-служба ВГТУ

Немало усилий для решений кадрового вопроса прилагается и на федеральном уровне. Согласно планам, которые предусматривает федеральный проект «Кадры для БАС», к 2030 году число специалистов в беспилотном секторе РФ возрастёт до 1 млн человек.

— Как молодые кадры могут помочь в реализации проектов, о которых вы говорите? Насколько быстро они могут встать в строй?

— Залог успеха всегда упирается в количество высококвалифицированных кадров. Их стоит готовить уже со школьной скамьи в рамках различных кружков и специализированных классов. Уже в этом году школьники начнут изучать основы применения БПЛА на уроках начальной военной подготовки. Естественно, ВГТУ тоже вовлечён в процесс обучения детей.

Источник Russian.rt.com

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Следующая новость

Уход за посевами сахарной свеклы

Чт Окт 12 , 2023
Уход за посевами сахарной свеклы начинается до появления всходов. В зависимости от погоды всходы могут появиться через 8-20 дней после посева. В это время могут появиться сорняки, почва уплотняется, а водный и воздушный режимы ухудшаются. Чтобы улучшить условия для всходов, на 4-5 день после посева проводят довсходовое боронование легкими посевными […]

АПК Агрострахование Аквакультура Бразилия Великобритания Выставки и конференции Завод Зарубежные Зерно Инвестиции Индия Искусственный Интеллект КРС Китай Корма Лосось Масла и жиры Минсельхоз Молоко Морепродукты Мука Наука Овощи Переработка Пестициды Прогноз Производство Птица Пшеница Россельхознадзор Рыба Сахар Свинина Сельское хозяйство Сельхозтехника Семена Соя Субсидии Технологии Удобрения Урожайность Фермерство Цифровизация Экспорт Яйца