Уборка урожая оказалась затруднена из-за дефицита дизеля

Почему возник дефицит дизтоплива в АПК, непонятно. Его производство в стране увеличивается, а экспорт вроде бы не показывает масштабного роста.
Почему возник дефицит дизтоплива в АПК, непонятно. Его производство в стране увеличивается, а экспорт вроде бы не показывает масштабного роста. / Виктор Погонцев

Вопрос о дефиците и росте цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) стал одним из ключевых на последнем заседании оперштаба минсельхоза, рассказал “РГ” председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Представители нескольких южных регионов доложили о критической ситуации, сложившейся с обеспечением аграриев ГСМ в преддверии осенних полевых работ, многие вынуждены приобретать вместо чистого дизтоплива суррогат, что может негативно повлиять на работоспособность сельхозтехники. Представители минэнерго взяли срок в две недели, чтобы обеспечить доступность топлива и урегулирования цены на него в мелком опте.

В регионах присутствия агрохолдинга “Степь” (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края) отмечается дефицит топлива, рассказал “РГ” гендиректор компании Андрей Недужко. По его мнению, потребление дизтоплива выросло в том числе из-за сезонного потока туристов на юге страны. В связи с этим отмечается повышение цен на нефтепродукты на 10-20 %. Но рисков для проведения осенней посевной кампании в агрохолдинге нет, заверил Недужко. “Степь” не испытывает острой нехватки дизельного топлива, запасы находятся на уровне выше минимально необходимых. Но ситуация на рынке горючего влияет на стоимость транспортировки сельхозпродукции.

В понедельник биржевая цена на дизельное топливо обновила очередной рекорд

В двух крупных агрохолдингах “РГ” рассказали, что ситуация близка к критической: запасы дизтоплива есть, но минимальны. Риски остановки техники реальны, чего не наблюдалось раньше – перебои были кратковременными, рост цен небольшим.

В конце августа в минсельхозе оценивали ситуацию с доступностью топлива как “достаточно напряженную”. Рост цен на нефтепродукты наблюдается в большинстве сельхозрегионов и в августе составил 13% к тому же периоду 2022 года. Ряд субъектов (включая Ставропольский и Краснодарский края, Крым) говорят о низких запасах топлива. Сейчас проблемных регионов еще больше, говорят участники рынка. Например, в Ростовской области при суточной потребности в 350 тонн в выходные отгружали только 27 тонн, в Саратовской – из 450 тонн аграрии получили только 60 тонн.

На бирже 4 сентября цена дизельного топлива (ДТ) в очередной раз обновила рекорд, достигнув отметки 68 278 руб. за тонну. Но объем продаж ДТ на бирже в августе и сентябре в этом году пока значительно выше, чем в прошлом. Поэтому если и можно говорить о дефиците топлива, из-за которого растут цены, то только о локальном, из-за проблем с логистикой. В минэнерго проблему видят в “сером” экспорте топлива, то есть в его перепродаже за границу посредниками, после покупки у крупных компаний на российском рынке.

Причем за эти объемы топлива нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) уже получили выплаты из бюджета по демпферу, компенсирующему часть разницы внутренних и экспортных цен. Фактически в минэнерго считают, что механизм сглаживания колебаний цен на внутреннем рынке стал использоваться спекулянтами, экспортирующими нефтепродукты для получения сверхприбылей. В качестве механизмов пресечения подобной деятельности в ведомстве рассматриваются разные возможности, от ограничений на экспорт топлива до лицензирования вывоза нефтепродуктов за границу.

В экспортном сообществе с официальной точкой зрения не согласны. Статистика закрыта, но, по косвенным данным, российский экспорт нефтепродуктов пока не показывает масштабного роста. В прошлые годы на экспорт уходило около 50%, а иногда и более, от объемов производства ДТ в России. Основными потребителями были страны Европы, куда сейчас поставки не идут. Заместить потерю такого огромного рынка очень сложно, особенно учитывая, что в страны СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) отправляется в основном бензин.

Фото: Инфографика “РГ” / Александр Чистов / Сергей Тихонов

С 1 сентября изменились правила выплат по демпферу. Уже по итогам первого осеннего месяца они сократятся в два раза. Недополученные объемы компенсации автоматически становятся дополнительными издержками для НПЗ. Даже с учетом хорошей маржи НПЗ, по некоторым оценкам, в этом году, не повлиять на оптовые цены топлива такие ежемесячные потери не могут.

В качестве оперативного решения проблемы на топливном рынке, в том числе для удовлетворения сезонного спроса АПК, многие называют резкое увеличение нормативов продаж топлива на бирже (до 25-50%). Сегодняшние нормативы: 9,5% – для ДТ, и 13% – для бензина.

При этом пока цены продолжают расти, а перенести сезон сельхозработ по понятным причинам нельзя.

Источник Российская газета

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Следующая новость

В Нижегородской области наблюдается рост производства мяса

Чт Сен 7 , 2023
Ряды крупного рогатого скота в хозяйствах редеют / Синицын Александр/РГ – В регионе по итогам 2022 года произведено скота и птицы на убой больше на 1,3 процента, чем в 2021-м, – сообщил министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Николай Денисов. Согласно данным статистики, тенденция к увеличению сохраняется в этом году. […]

АПК Ветеринария Выставки и конференции Говядина Животноводство Завод Зарубежные Импорт Исследование Китай Корма Кукуруза Масла и жиры Масличные Минсельхоз Молоко Мука Наука Оборудование Овощи Переработка Пестициды Подсолнечное масло Предпринимательство Прогноз Производство Птица Пшеница Рост цен Рыба Сахар Свинина Сельское хозяйство Сельхозтехника Семена Соя Субсидии Сыр Технологии Удобрения Урожайность Фермерство Экология Экономика Экспорт