
Развитие внутреннего рынка органической сельхозпродукции, увеличение экспорта этого вида продовольствия, а также внедрение новых агротехнологий — таковы цели Стратегии развития производства органической продукции до 2030 года.
Распоряжение о ее утверждении подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Стратегией определены пять целевых показателей отраслевого развития. Один из них отражает динамику экспорта органического продовольствия — в 2030 году его объем должен составить 27,8 млрд руб. Приоритетным рынком для российского органического продовольствия в стратегии обозначен Китай, который в последние годы стал крупнейшим в мире импортером продовольствия. Российские производители готовы поставлять на китайский рынок кукурузу, соевые бобы, кедровый орех. Также большим экспортным потенциалом обладают ячмень, замороженные ягоды, мед и орехи. Помимо Китая, российские органические продукты должны найти свою нишу на рынках государств Персидского залива, Юго-Восточной Азии и стран ближнего зарубежья.
Стратегия развития органического производства была разработана Минсельхозом России и рабочей группой под руководством Белгородского государственного аграрного университета совместно с Роскачеством. Документ решает перспективную задачу до 2030 года, направленную на кратное увеличение объема органической продукции, количества производителей органики в России и, как следствие, вовлечение залежных земель в оборот и переход на более экологичные способы ведения сельского хозяйства.
Сегодня уже 47 субъектов РФ производят органическую продукцию. Это более 160 производителей и свыше 1 тыс. товарных позиций — по сути, в России нет производства только органической рыбы. Уже создана вся необходимая инфраструктура для развития производства: действует специальный федеральный закон, функционируют технический комитет по стандартизации и аккредитованные органы по сертификации с обширной географией. По инициативе российской стороны создан межгосударственный технический комитет, куда вошли все государства-члены ЕАЭС. В настоящее время готовится соглашение об общем рынке органической продукции на территории ЕАЭС: если сейчас при пересечении границ товары каждый раз проходят сертификацию, то соглашение позволит этого избежать.
Одним из направлений стратегии является развитие экспорта. Целевой показатель по нему — рост к 2030 году до 27,8 млрд рублей против нынешних 3,7 млрд рублей. Сегодня наиболее перспективной для экспорта является непереработанная органическая продукция растениеводства, поскольку ее логистика проще. Если говорить о стратегических направлениях, то это в первую очередь страны Ближнего Востока и КНР. Удачным оказался опыт организации специальных экспозиций в рамках выставок: так, в прошлом году на Saudi Agriculture в Саудовской Аравии был создан отдельный «островок» российской органической продукции, и количество заключенных контрактов по итогам выставки показало высокую эффективность этой работы. Также в документе предусмотрены иные меры поддержки, начиная от льготной сертификации малых и средних производителей и заканчивая уже действующими механизмами по развитию экспортной деятельности. В рамках стратегии дано поручение о разработке дорожной карты.