

Мы находимся в одном из сетевых магазинов Екатеринбурга. Самый “скандальный” овощ этого сезона – морковка продается за 114 рублей мытая, грязная – за 87. На мой вопрос продавцу, откуда завезли, она окликает коллегу:
– Зин, у нас морковка чья?
– Китайская, конечно, – отвечает Зина. – А до этого была израильская.
Настоящие “борщевые” скандалы начали разворачиваться в регионах в начале лета, в отдельные дни пик цены на морковь достигал и 180 рублей.
Ситуация с морковью и свеклой до сих пор сложная. И не только потому, что все свое уже подъели за зиму. По словам экс-министра сельского хозяйства Свердловской области Михаила Копытова, фермерам трудно планировать производство больших объемов продукции. Ее где-то надо хранить всю зиму, а потом реализовывать. Сетевые магазины не готовы брать фермерскую продукцию даже самого отменного качества. Поэтому мы и видим на полках морковь Made in China стоимостью в два раза дороже бананов.
– Не то чтобы в ретейле засели какие-то враги, – говорит Михаил Копытов. – Торговлю тоже понять можно, ей нужны большие, предсказуемые стабильные объемы, они не могут допустить перебоев в поставках и пустые прилавки, а фермеры не могут эти объемы обеспечить. Выход для них только в том, чтобы объединяться по 10-15 поставщиков и поставлять продукцию в сети.
Руководитель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и сельхозкооперативов (АККОР) Ростовской области Александр Родин рассказывает об опыте зарубежных стран.
– Часто на фермах не просто продают продукцию в небольших магазинчиках, но и устраивают ресторанчики, – говорит он. – Регулярно проходят разные праздники. И это пользуется большой популярностью. У каждого хозяйства образуется круг постоянных покупателей. Зачастую фермер и его клиенты общаются, как одна большая семья.
Пока российские фермеры в основном продают свою продукцию через оптовиков. Попасть же напрямую на полку супермаркета практически нет возможности, считает Александр Родин: “Между тем, если выбросить из логистической цепочки оптовиков и продавать, например, фермерскую картошку напрямую потребителю, она окажется процентов на 30 дешевле”.
– Как эксперт по ценообразованию я знаю разницу между оптовой ценой на овощи и ценой в ретейле, – отмечает Юрий Корнюш, советник президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области. – Недавно обзванивал крупных оптовиков и выяснил, что цена на лук составляет 16 рублей, на капусту белокочанную – до 28 рублей, на морковь – до 20 рублей за один килограмм. Сравните это с ценой в вашем магазине. Сейчас никто не может потребовать от розничных сетей, чтобы они снижали цену на овощи. Но повлиять на них, создав конкуренцию, – можно. Для этого и нужно дать возможность производителям торговать с поля, как это было в СССР. Покупатели смогут выбирать, хотят они ехать к производителю или готовы переплатить за комфорт и близость к дому.
– Мы готовы торговать так хоть завтра, – поддержал инициативу индивидуальный предприниматель Сергей Дигай. – Это сократит наши издержки на транспорт и отгрузку, силы и время.
– А я бы дополнил эту инициативу разрешением продавать выращенные в регионе овощи и фрукты рядом с сетевыми магазинами, – эмоционально замечает Андрей Журавлев, председатель совета директоров закрытого акционерного общества “Колхоз Советинский”. – Такая конкуренция всем пойдет только на пользу. Сети незаинтересованы в том, чтобы местные товаропроизводители были представлены на полке. В итоге получается, что те, кто производит продукцию, находятся в зависимости от ретейла.
Петр Емельянов, зампредседателя Кубанской ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств:
– Безусловно, законопроект минсельхоза – хороший шаг в сторону фермеров. Это улучшит реализацию продукции и, возможно, снизит цены для потребителей. Но смотрите, на Кубани фермерам открыли “зеленую улицу” для торговли на рынках и ярмарках. Работает 871 ярмарка. Для торговли создали 49 тысяч мест! Однако больше трети из них – 19 тысяч – свободны. Оказалось, фермерам, которые с рассвета до заката трудятся в поле, просто некогда заниматься торговлей. И вся выращенная ими продукция снова уходит “перекупу”.
И сегодняшний рост цен закономерен. К нему привели безудержное развитие торговых сетей и ставка на агрохолдинги в ущерб интересам небольших фермерских хозяйств. Вы обратите внимание: наценка на картофель сегодня в сетях составляет порядка 165 процентов, на морковь -350, капусту белокочанную – 215. Есть только один путь к снижению цен – это налаживание конкуренции. Сегодня фермеры проигрывают агрохолдингам из-за того, что не имеют доступа к льготному финансированию, к современной технике и технологиям. Государство должно исправить эту ситуацию. Для этого нужно провести кооперацию фермеров, помочь в создании их базы, приобретении современной техники, цехов переработки, то есть сделать малые формы и фермеров конкурентоспособными. При этом государству необходимо помочь создать свою кооперативную торговую сеть с одновременной кооперацией объектов переработки. Вот тогда можно серьезно поговорить о ценах.